papa_som: (Маразм Петербуржский)
[personal profile] papa_som

К прочтению этой книги меня подтолкнули две вещи - приобретение лучшего в мире произведения об импрессионизме, написанного Д.Ревалдом и рекомендация другана, ЛёхиЯ I-го. Лёха уверял, что книга до такой степени интересна, что он её прочитал за 20 часов, что затратил на полёт до Таиланда и обратно. И он не обманул - написано динамично, необычно и наполненно фактами, которые Вы вряд ли узнаете где-то ещё...

Интрига (для меня) началась сразу, как только г-жа Финли сообщила о том, что импрессионизм вряд ли бы состоялся, если бы в 1841 годуне был изобретён тюбик для красок. Затем она прошлась по Папаше Танти, поставщике красок для Сезанна, Бернара и Ван Гога, чем ещё больше меня заинтересовала.
Сюжет построен, если можно так выразится, поперёк радуги - английская журналистка, очень обстоятельно и подробно, рассказывает о каждом цвете спектра, его воплощении в натуральных красках и их роли в жизни людей. Так красная охра, ещё со времён неолита, была обрядовой, т.к. символизировала кровь. Интересно? Да, вроде бы, не очень, т.к. эту информацию мы знаем ещё со школы.  Но! Мало кто знает, что красная охра, нанесённая на тело аборигена, помогала ему находить культовые места, ибо частички железа, входящие в её состав, всегда ориентировны на север и мозг каким-то образом воспринимает эту информацию. А знаете ли вы, что вплоть до конца XX века, за остатки красной охры на теле австралийского юноши, которую он плохо удалил после обряда инициации, его ждала смерть!? Или о том, что каждый рисунок значил для древних людей очень многое. К примеру:"И на стене возник, в трёх своих воплощениях,  Медовый Муравей Сновидений, изображающий цепочку песен, пронизывающий Панунию с запада на восток". А такие фамилии вам что-нибудь говорят: Старый Мик Тьякамара, Клиффорд Опоссум Тьяналтьяри или Каопа Тьямпитьина?  А ведь это известные художники, рисующие охрой и картины которых продаются на аукционах Кристис и Сотбис...

Хоть чёрного и нет в спектре радуги, но обойти его (как и белый) в этом экскурсе, автор не смогла, что и понятно, ведь чёрный цвет - это цвет, который поглащает все остальные цвета и поэтому, видимо, во многих странах, служит отражением печали и скорби*. Интересные факты об этом цвете: графит, в те времена, по цене был сравним с золотом, т.к. его добывали всего несколько недель в году, в одной из шахт Англии; угольные карандаши изготавливались из специального сорта ивы и тоже стоили не дёшево.
Другим источником красного были кошенильные червецы, которых просто раздавливали и использовали их кровь. И мы до сих пор употребляем эту крску в составе колбасы и Пепси-Колы, а девушки наносят на лицо в виде румян. В книге ещё много интересного - почему скрипки Страдивари были "тигровыми" (оранжево-полосатыми); как из мочи индийских коров, которых кормили листьями манго, добывали краску под названием "индийский жёлтый"; что ""зелёнка" - это тоже краска, а индиго - это кустарник, из которого добывали краску для первых джинсов; первой искусственной краской была фиолетовая, что символично, т.к. она последняя в спектре и многое многое другое...
Единственная картина, которой в книге уделено внимание - это "Симфония в белом" Д.Уистлера, одного из американских импрессионистов. Причём, автор разбирает не только чудесное воплощение художником идеи "белое на белом", но и рассказывает о судьбе натурщицы, роли шкуры волка у ног девушки и о том, как Г.Курбе, сначала ругал картину, а потом влюбился в "Огненную Джо" (так звали натурщицу). 

симфония в белом

ЗЫ. После прочтения книги, вчера в Русском музее, совсем другими глазами посмотрел на "Чёрный квадрат" К.Малевича. В чём его прелесть я, скажу честно, как не понимал, так и не понимаю, но суть, заложенная в эту картину, стала чуть более понятна: чёрное и белое, полностью отражащее и поглощающее другие цвета -  две составляющие мироздания, добро и зло, единство и борьба противоположностей...

 
* - чёрный не любили, и практически не использовали, импрессионисты (помимо, пожалуй, Ренуара). Однако, прекрасно справлялись (как пример - паровозы, на картине К.Моне "Вокзал Сен-Лозар", написны без капли чёрного)

image001

From:
Anonymous( )Anonymous This account has disabled anonymous posting.
OpenID( )OpenID You can comment on this post while signed in with an account from many other sites, once you have confirmed your email address. Sign in using OpenID.
User
Account name:
Password:
If you don't have an account you can create one now.
Subject:
HTML doesn't work in the subject.

Message:

 
Notice: This account is set to log the IP addresses of everyone who comments.
Links will be displayed as unclickable URLs to help prevent spam.

Profile

papa_som: (Default)
papa_som

February 2015

S M T W T F S
1234567
89101112 1314
15161718192021
22232425262728

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Sep. 24th, 2017 11:04 pm
Powered by Dreamwidth Studios