papa_som: (Default)
papa_som ([personal profile] papa_som) wrote2012-01-07 11:37 pm

Аня Возакова о Сборной, тренерах, пляжном волейболе и возвращении домой...


Волейбольный сайт Санкт-Петербурга стремительно возраждается. За время моего вынужденного отлучения от Интернета на нём опубликовано достаточно материала, один из которых я немогу не отметить в своём журнале по ряду причин. Во-первых, он об одной из моих самых любимых пляжниц. Во-вторых, он о пляжке, что зимой тянет на эксклюзив. И, в-третьих, это интервью с игроком (что само по себе необычно, т.к. до этого ничего подобного в таком объёме и в таком жанре на страницах этого инет-издания не отмечалось), да ещё и с игроком из "бывших" питерских (что там вообще не практиковалось).
__________________________________________________________________________________________________________
Анну Возакову очень трудно застать в Санкт-Петербурге. Хотя она и родилась здесь, и делала первые свои шаги в спорте, выступая за наш город (сначала в СДЮСШОР Василеостровского района, потом в клубе «Центр развития пляжных видов спорта»), сейчас она очень редко появляется на невских берегах. Анна входит в основной состав сборной России по пляжному волейболу и представляет одновременно клуб из Обнинска.

Сегодня отбор на Олимпийские игры 2012 года – это основное содержание ее жизни. Краткий отпуск и снова сборы. Даже в отпуске, в конце декабря 2011 года, она проводит время в спортивном зале Василеостровской СДЮСШОР, занимаясь по программе ОФП, составленной новым наставником сборной России Марко Солюстри.
Анна любезно согласилась дать интервью для сайта www.spbvolley.ru


- Давай начнем беседу с простого вопроса: каким должен быть игрок женского Мирового Тура?

- Универсальным. И в технике, и в росте. Есть, конечно, игроки под 2 метра, но я считаю, рост должен быть где-то на уровне 185 см, что позволяет быть эффективной и на блоке, и в защите.
- Нужна ли специализация в женском пляжном волейболе?
- Ну, это все на усмотрение тренера. Есть команды, где на блок бегают по очереди, но в большинстве пар игроки блокируют попеременно. В мужском пляжном волейболе, за которым я не очень внимательно слежу, существует более четкое разделение на защитника и блокирующего. У женщин со специализацией довольно-таки все непонятно: два игрока одного роста, по очереди ходят на блок.
- Ты не помнишь, какой самый маленький и самый высокий игрок в Мировом туре у женщин?
- Самые маленькие – это чешка (Kolosova Krisnina, 170 – прим. ред.) и мексиканка (Garcia Mayra, 173 – прим. ред.). У мексиканской пары блокирующая очень высокая, а защитница очень маленькая, но достаточно опытная. Рост защитниц 170-173 см. А у блокирующей из Мексики (Candelas Bibiana - прим. ред.) рост 196 рост. Такая высокая блокирующая есть в Австралии (Hinchley Tamsin, 193 – прим. ред.) и также Walsh Carri (188 см).
- Если мы добровольно ограничим успех в пляжном волейболе тремя показателями – техника, тактика, рост – как бы ты расставила их в порядке первостепенности?
- Сначала техника, потом рост, потом тактика. Тактику давать без техники невозможно, рост без техники тоже не основное преимущество.
- Что тебе дал год участия в Мировом Туре? Можешь ли сравнить себя «прошлую» и «настоящую»?
- За год участия в Мировом Туре я приобрела огромный опыт. Естественно, за этот год поменялась моя техника, тактика игры в пляжный волейбол. Не секрет, что мировой пляжный волейбол отличается от российского. Чем, спросите Вы? Скоростью, техникой, тактикой. Раньше я, например, очень мало пасовала сверху, а сейчас, чтобы ускорить игру, чтобы соответствовать тем требованиям скорости, которые предъявляет Мировой Тур, я стала больше использовать передачу сверху. Таким образом, ускоряется атака, все идет четче, чем я бы пасовала снизу.
- Какие еще отличия российского пляжного волейбола от волейбола Мирового тура?
- В некоторых странах турниры существуют как праздник. Мы несколько раз оставались на последний финальный день, и это было какое-то феерическое проведение финала. Там забиваются полные трибуны народа, все болеют… Если у нас в России люди приходят, то они не так яростно болеют как иностранцы. В Клагенфурте это очень сильно видно. Там огромная трибуна, она раза в два больше чем в Москве, забита до отказа, там люди уже стоят на ступеньках и тем не менее все поддерживают игроков, все поют, всем весело и такое настроение делается...
Еще главное отличие в том, что зарубежные пары очень профессионально относятся к своему делу. Если им надо, если они считают это нужным – они пойдут тренироваться сами, они позовут с собой тренера. Если они считают, что тренеру можно отдохнуть и они справятся без него, они пойдут тренироваться сами. Их никто не гонит на корты. Они полностью самостоятельны. Они сами ходят тренироваться, сами, скорее всего, решают когда им тренироваться.
- Есть ли у тебя кумир в Мировом Туре?
- Я хотела бы быть похожей на Мисти Мэй (May-Treanor Misty), как она играет, как она все воспринимает, как оправляется от поражений, которые редко, но бывают. После травмы она очень достойно вышла и продолжила выступать. Они выиграли прошлую Олимпиаду, мне кажется, что на этой Олимпиаде они тоже себя покажут еще. На мой взгляд Мисти самый идеальный игрок с точки зрения физических данных, техники, психологии. Жаль, что в прошлом уже году мы не так ее видели часто на этапах…
- Что лично для тебя и для вашей пары нужно сделать, чтобы ликвидировать разрыв по двум вещам: техника и психология. Если можно конкретно.
- Я думаю, что сначала надо усовершенствовать технику, так как с психологией в середине этого года мы разобрались. А над техникой мы работаем. Думаю, что у нас все получится, потому что мы хотим и стремимся к этому. В технике, по моему мнению, ничего менять глобально не надо, а просто сделать ее более отточенной, чтобы не было сбоев, как раньше. Мы, например, целую тренировку можем посвящать только передаче сверху. Мне в первую очередь надо не изменять, а доводить до идеального мою технику нападения. Катать я умею, а вот нападать тяжеловато. Хотя это можно списать и на больное плечо, но все же… Я считаю, что пасую и принимаю нормально. Просто над этим надо работать и за этим следить, а менять ничего особо не стоит. А в отношениях… Мы скорее всего, поменяли отношения друг к другу. Если раньше мы могли злиться друг на друга, что, мол, мы такие-сякие, что проиграли, не обвиняя при этом никого персонально, просто злясь на то, что обе сделали-сотворили, то сейчас у нас нет такого поедания себя. Если мы проиграли, то следующую игру просто обязаны выиграть любыми способами. Мы не искали раньше виноватых, мы просто обижались скорее на себя, чем на партнера, на то, что в каких-то моментах мы сами не можем сделать то или иное простое действие, которое от нас требуют.
- Какое в процентном отношении занимает физическая подготовка игрока Мирового Тура?
- Мне кажется, это 75-80%. Потому что физика очень важна, мы играем в разных условиях – и в жару, и в холод, и в дождь. Снега, конечно, нет. Но все равно бывает достаточно холодно, достаточно жарко. К тому же очень тяжело двигаться по песку. Я считаю, что необходимо иметь колоссальную физическую подготовку и, естественно, медикаменты для восстановления.
- Все ли в сборной тебя устраивает в плане оказания помощи для достижения результата: врачебная помощь, тренировочный процесс, сопровождение, решение административных проблем?
- Меня устраивает все. Сейчас, правда, мы ищем доктора, который бы работал только с нами, а не совместно с мужской сборной. Это единственный минус, который есть. В остальном все на уровне, все всегда вовремя решается, медицинская помощь, даже если врача нет, то есть массажист, он может помочь – и таблетки, и массажи и физиотерапия.
- Давай коснемся темы отношений спортсмен – тренер в пляжном волейболе. Какова роль тренера в результате? Расскажи подробней с примерами из иностранных пар, видна ли работа тренера в иностранных парах, что ты ждешь от тренера, который стоит рядом с тобой? Мы не будем говорить о персоналиях, мы говорим о некоем идеале, о твоем видении.
- Мне кажется, тренер должен быть как партнер, как третий игрок на площадке. Он помогает, он смотрит и видит твои ошибки, потому что свои ошибки я не смогу увидеть. Я могу их почувствовать, но исправить, как мне кажется, может помочь тренер. Ему виднее, он все это со стороны очень хорошо видит. Общение с тренером и тренера с игроками всегда должно быть на нормальном уровне без повышенных тонов, что всегда происходит в иностранных командах. Там считается, что, если ты повысил голос на тренера или тренер повысил голос на игрока, то это неуважение. Они даже не допускают этого. Насколько мы видели, когда тренировались в спаррингах, они были шокированы, если мы или переговаривались с тренером на тренировке, или какие-нибудь истерики случались. И такое бывало: нервные переживания из-за того, что у нас ничего не получается. Они все общаются на равных. Нет такого, что тренер это все, и он свысока на тебя смотрит и отличается чем-то от тебя. Тренер – это одно целое с командой.
- Скажи, пожалуйста, на твой взгляд, авторитет тренера складывается из каких составляющих? Что надо сделать тренеру, чтобы он был для тебя авторитетом?
- Я не знаю, что ему нужно сделать. Скорее всего, он как раз мне и ничего не должен делать, чтобы быть в авторитете. Он просто должен доказать мне своей работой, что он хочет, что ему это, в первую очередь, надо.
- Чтобы ты ему доверяла, чтобы тренер у тебя был в авторитете, каким ему необходимо быть, чтобы ты ему верила? Он должен тебе подсказывать ошибки, он должен владеть методикой обучения разных технических элементов, он должен грамотно разбирать команды?… Например, общеизвестно, что Марко Солюстри велик в тактическом разборе, у него есть огромная картотека всех игроков, он много лет в этом мире живет, он знает, что какой игрок будет делать в конкретном эпизоде. Солюстри, я считаю, один из лучших в мире учит верхней передачи. В нападении он способен придумать какую-то схему для игрока и так далее… Поэтому, вопрос остается: что для тебя лично тренер должен знать и уметь, чтобы быть авторитетным? Может, это поддержка, или соучастие, может гениальность его в тактике, может это чутье для исправления ошибок в твоей технике.
- Мне кажется, что каждый тренер, который уже много лет в пляжном волейболе, все вышеперечисленное умеет и знает, но в каких-то своих процентах. Может он где-то разбирается в технике лучше других. Солюстри больше подсказывает в технических ошибках в нападении, приеме, вплоть до движения ноги. Я не могу сказать, что у тренера должно быть то-то, то-то и то-то, он просто должен располагать, скорее всего, к себе. А так как мы наслышаны о Солюстри, то мы очень хотели с ним поработать. Я не знаю, я не могу сказать какой должен быть пляжный тренер. У меня их было мало.
- Давай я попытаюсь сформулировать с твоих слов, каким должен быть идеальный тренер в женском волейболе для тебя лично, а ты с этим согласишься или нет. Идеальный тренер – это тот, кто может спокойно общаться и правильно коммуницировать с игроком, который имеет чутье по исправлению техники, и видит все эти вещи.
- Да, я согласна с этим. Лично для меня очень важно, чтобы кто-то мог со стороны оценить мои действия для их дальнейшего совершенствования. Тактика, замечу, тоже очень важна, но в первую очередь должна быть техника, потому что без техники никакой тактики поставить невозможно.
- Вы с Солюстри уже проводили сбор?
- Да, у нас были сборы в Раменском.
- Первые впечатления можешь озвучить о новом тренере?
- Да. Очень было интересно с ним работать. На первом сборе за две недели у нас, в основном, была общефизическая подготовка: бег, проработка мышц в статике. Все эти упражнения были, как мне показалось, подобраны именно под нас. Солюстри мог отдельно работать скаким-то игроком, если видел, что что-то у него получается не так. То есть, трое работают вместе, один работает отдельно. У него это приветствуется. Мне очень понравилось, и я с нетерпением жду следующего сбора. Уже с мячами. В Испании с 06 января на 20-21 день. Начало Мирового Тура в апреле в Бразилии.
- При каких условиях состоится возвращение в родной город?
- Не знаю. Если будут хорошие условия в Обнинске, то я там останусь. Если Питер предложит нормальные, или хотя бы адекватные финансовые и тренировочные условия, то я готова рассматривать вопрос о переезде.
- Видишь ли ты такое время, чтобы пляжный волейбол в России стал профессией?
- Я думаю, что пляжный волейбол на такой уровень, как классический, вряд ли когда-нибудь выйдет. Потому что в пляже существуют призовые, и клубы, возможно, не считают нужным платить высокую зарплату, зная, что мы можем заработать сами своей игрой. Я не знаю, с чем это связано. Но зарплаты, такие как в классике, в пляжном волейболе не будет. Хотя для отдельных игроков это уже профессия. Но при этом, чтобы считать пляжный волейбол своей профессией, надо играть и при этом многое выигрывать.
- Много ли в Мировом Туре молодых пар появляется на горизонте?
- В этом году появились две молодые пары, это чемпионки Европы до 23 из Голландии, и китаянки. Последние появились не в этом году, а наверное, 2,5 года назад. Им сейчас 16-17 лет. Они набрали какой-то опыт и даже часто выходят из квалификации. Голландки приезжали всего на два этапа. На одном у них была wild-card, а на втором они вышли из квалификации, но остались 4-ми в группе. Новичкам очень тяжело войти в Мировой Тур. Все уже притерты друг к другу, всех знают. Когда появляются новенькие, их просчитывают в секунды. Нужно какое-то время поиграть, чтобы набраться опыта и показать результат. В основном, большинство команд играет в одинаковых составах достаточно долго, некоторые по 10-12 лет.
- Глупо у спортсмена спрашивать о шансах попадания на Олимпиаду. Любой спортсмен всегда будет стремиться использовать малейший шанс, чтобы попасть на самые главные игры мира. Ответь в заключении нашего разговора на такой вопрос: видишь ли ты себя в ближайшее время хорошим, крепким и постоянным игроком Мирового Тура?
- Да, вижу. Потому что очень хочу играть, очень хочу поехать на Олимпиаду, показать себя там, доказать, прежде всего, самой себе, не тренеру или кому-нибудь другому, что я могу этого добиться.

Интервью брал Дмитрий Кувичка.

Post a comment in response:

This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting